14:36 

Поездка по Западной Украине. Часть третья. Львов.

Итак, последнее утро на Синевире началось довольно-таки томно. Мы тщательно выспались, что было задачей совсем нетрудной, на таком воздухе-то, очень не спеша позавтракали варениками с черникой, что нас привело в настолько благодушное состояние, что ехать вообще расхотелось. Поэтому я еще немного "потянула резину": пообщалась с нашими гостеприимными хозяевами на всяко-разные темы, в частности узнала весьма удививший меня факт. Знаете, как они зовут котов на улице, чтобы те подошли? Ладно, расскажу: они говорят им "минь-минь-минь" )))) Я почему-то думала, что уж в пределах одной-то страны, бывшего СССР, котов точно должны все звать на "кис-кис-кис". Ан нет. Ошибалась я.

В общем, дотянула я время чуть ли не до полудня, и наконец мы двинулись в путь.

Опять за окнами машины пошли сменять друг друга пейзажи дивной красоты, опять Юля стала тщиться все заснять, и опять девочки стали причитать: "Да что ж такое! Куда ни глянь - везде красиво!" )) Но как только мы покинули Карпаты и стали приближаться ко Львову, и пейзаж изменился, став более заурядным, и еще и дождь полил как из ведра. Мы вспомнили прогнозы погоды, обещавшие нам во второй половине нашей поездки "мокрость и пасмурность", и загрустили. Но Львов нас ждал, и было решено, что если даже по воздуху гулять будет сыровато, то хотя бы всякие музеи и храмы вперемешку с ресторанами нас спасут.

С этими бравыми мыслями мы и не заметили, как въехали в город Львов. Полосу дождя мы к тому времени давно миновали, опять ярко светило солнце и погода обещала быть хорошей весь остаток дня.

Позвонив квартирной хозяйке, мы выяснили, что нам поменяли дислокацию без предупреждения, пообещав, что это все к лучшему. Я не знаю, точнее, не помню, где должна была быть наша квартира, но в результате мы разместились настолько здорово, так близко к центру, что это действительно оказалось приятным сюрпризом, как и обещала нам хозяйка.

Итак, мы прибыли на место, разгрузились, а потом двинулись искать парковку для машины. И вот тут поняли, что менталитет львовян здорово отличается от нашего. Если у нас пешеход на пешеходном переходе прав только тогда, когда впереди маячит сурового вида гаишник, то во Львове пешеходы правы даже тогда, когда они не правы. Мне, как водителю, это уверенности в будущем не вселяло от слова "совсем". А потом еще, зазевавшись и засмотревшись на навигатор, я попыталась задавить какого-то дяденьку и чуть не преуспела в этом, и это уже было совсем нехорошо. Хотя вот только именно в этот момент я окончательно поверила, что проблемы между украиноязычным и русскоязычным населением во Львове сошли на "нет". Ибо я кинулась извиняться на родном языке, и, полагаю, будь дядька непримиримым русофобом, он бы разозлился вконец. А так он понял, что я дебильный гость города и угомонился, причем настолько быстро, что я даже ожидать такого быстрого разрешения проблемы не могла.

Теперь я поясню, почему я вообще затронула тему конфликта на почве языка. Дело в том, что мне довелось побывать во Львове в 1995 году, и я очень хорошо помню, как моя спутница решила поменять немного денег в обменнике, и как перед ее носом девица-работница обменки захлопнула окно, отказавшись обслуживать русских. После этого случая я поняла, что нас на Западной Украине не любят. И я долго оставалась при своем мнении, аж до 2010 года. В том году я впервые оказалась во Львове после долгого перерыва и поняла, что на нас перестали смотреть как на врагов народа. Тем не менее, я не успела понять, насколько глобальными были эти перемены. И вот теперь я окончательно почувствовала, что люди перестали делить гостей города на "своих" и "чужих", и это было очень приятно, особенно если учесть, что у нас в регионе не все одинаково любезны будут с теми, кто говорит на украинском языке. Я неоднократно сталкивалась с хамством со стороны местного населения в адрес гостей Крыма, говорящих по-украински, поэтому у меня теперь есть такое чувство, что негативное отношение к "чужакам" перешло теперь на нас как чума.

Наконец мы нашли в этом городе стоянку, куда можно было бы приткнуть машину, и тут же нас огорошил парковщик вопросом: "Вы к своим присоединяетесь?" Вопрос нас настолько ошеломил, что это сразу стало видно по нашим лицам. Тогда мужик кивнул в сторону и уточнил: "А вы разве не с ними?" Когда мы обернулись, выяснилось, что он имел в виду. В другом углу стоянки стояла машина с крымскими номерами, за которой громоздился прицеп. На прицепе стояла какая-то невиданная гоночная тачка. Парковщик решил, что раз у нас крымские номера, то мы присоединяемся к этой бригаде. Мы, естественно, отказались от той чести, которую он нам пытался оказать, и задали встречный вопрос: "А что они у вас могут делать? У вас какое-то ралли?" Тут уже изумился парковщик: "А вы что - совсем ничего не знаете? У нас же послезавтра День города. Будут гонки на автомобилях ретро и на гоночных". Мы пригорюнились. Дело в том, что именно в тот день, когда у Львова был День варенья, мы уезжали из города, причем рано утром. Стало досадно. Впрочем, мы решили, что как-то переживем это без инфаркта.

От стоянки мы решили идти пешком в центр, благо мы поняли, что это как-то не очень далеко. Оставалось только решить, в какую же сторону нам идти. К нашей удаче, нам попал в поле зрения довольно приличный отель. Понятно было, что там где-то могут найтись и карты. Мы решили его навестить и не прогадали. Оказалось, к Евро-2012 город напечатал массу карт центра города, и хотя остались в наличии только карты на английском, но зато, как только мы заполучили себе экземплярчик, у нас сразу отпал вопрос, куда идти.

Как только мы подошли к одной из центральных улиц, мы услышали очень красивую музыку и пение хора. Выяснилось, что звук идет из одного из многочисленных львовских храмов. В данном конкретном случае это был костел святого Андрея, относящийся к комплексу Бернардинского монастыря. Там шла служба, и он был полон народу, до такой степени полон, что люди стояли и на ступенях храма, и даже чуть поодаль сидели, примостившись кто к дереву, кто еще к чему-то. Мы немного послушали музыку и пошли далее знакомиться с городскими достопримечательностями.



Почти сразу нам попался памятник королю Даниле, а затем мы стали сворачивать на какие-то очень красивые улочки, где фотографировали все подряд, ибо все было очень красиво.







Вот это, в частности, памятник Адаму Мицкевичу, стоящий на одной из городских площадей. Рядом с ним стали уже сооружать сцену для городских мероприятий, которые должны были проводиться в День города.



А еще мы заметили, что в городе очень много памятников религиозной направленности, и даже на стене дома может стоять какая-нибудь статуя, например, изображающая Мадонну. Да чего уж там: у нас даже в подъезде - обыкновенном львовском подъезде - на подоконнике стояли несколько иконок и статуэток и около них лежали цветы. Сам подъезд был обшарпанный, но вот на подоконнике была такая красота. Мы были просто потрясены. А еще я впервые увидела, что по городу ходит довольно много монашек. У нас хоть и есть монастыри, но монахиню редко можно встретить вне их стен. А тут они просто встречались нам на улицах, и это нас тоже поначалу удивляло.







Затем в одной из улочек мне попался ресторанчик с довольно символичным названием, и я поняла, что у нас все будет отлично, после такого знака (ну, вы поняли ;-) ) )))



Так потихоньку мы добрели до городской ратуши. За долгие годы существования Львова мало что изменилось с точки зрения дислокации городских властей. Ратуша как была, так и остается сооружением, где сидят чиновники самого высокого по городским меркам ранга. Сама площадь вокруг ратуши тоже чудо как хороша. Называется она Площадь Рынок, название когда-то было символичным, а теперь это просто центральная городская площадь, на которой очень приятно погулять, полюбоваться красивыми зданиями вокруг нее, забрести в какую-нибудь из окружающих ее кафешек и просто посидеть там, наслаждаясь окружающими видами. У нас был еще один прицел на ратушу, а именно: подняться по ступенькам на крышу ее башни и полюбоваться наверху изумительными видами города. Но эту прогулку мы малодушно решили отложить на завтра, а пока просто решили погулять вокруг по центру города.





Мы еще поглазели на скульптуры мифических богов Нептуна, Адониса, Дианы и Амфитриты, которые установлены по четырем углам ратуши и которые в честь приближающегося Евро-2012 были наряжены в футболки цветов национальной сборной Украины,





а затем направили свои стопы к другой центральной городской площади, на которой установлен памятник Тарасу Шевченко. Рядом с ней находится Оперный театр, и вот к нему-то мы и держали путь.







В один из моментов я почему-то усомнилась, верной ли дорогой мы идем, и решила уточнить у дворника, которая стояла и беседовала с кем-то, в нужном ли направлении мы двигаемся. Ну, я уже практически не удивилась тому, что и здесь нам стали сразу попадаться люди, которые совершенно искренне старались не только нам помочь, но и что-нибудь подсказать, чего мы наверняка не знаем. )) На мой вопрос в этот раз откликнулся собеседник дворника и, уточнив мне путь, в ответ спросил: "А вы видели уже нашу статую Свободы? Нет? Так обязательно посмотрите, вот же она - на крыше вон того красивого здания. Она у нас очень красивая, не хуже, чем в Нью-Йорке!" В первый момент мы не увидели статую, сознаюсь честно, зато увидели, как прямо из крыши (точнее, верхней части фасада) растет дерево!!! Мы остолбенели сперва. Потом мы еще несколько раз замечали, что из верхних частей фасадов старых зданий виднеются какие-то растения, и удивляться перестали. Это нормальное явление для Львова. )))



А вот потом мы таки углядели тетеньку с факелом в руке и поняли, что о ней-то мужик и говорил. Ракурс у моей фотографии не очень удачный, но в противном случае пришлось бы снимать против солнца, поэтому что есть, то есть. Тем не менее, игольчатый "кокошник" на голове каменной тетки, видный даже на этом фото, не позволяет усомниться в том, что это она и есть - местная статуя Свободы ))









Мне очень понравилось, что на этой центральной площади есть где посидеть, стоят замечательные лавочки в тени деревьев, которые притягивают сюда как магнитом пожилых людей. У них тут практически целые клубы по интересам собираются. Кто-то играет в шахматы, кто-то - в шашки, а кто-то просто беседует о политике и о жизни. Но им там очень удобно и приятно находиться. Я пожалела, что у нас в городе такого места нет.



Прямо рядом с этой площадью начинается небольшая тенистая аллея, которая упирается прямо в Оперный театр. Во время нашего пребывания в городе там устроили нечто вроде сувенирного базарчика. Девчонки сразу ломанулись искать магнитики, я решила от них не отставать, и в поисках "холодильниковой красоты" мы добрели до одного из павильончиков, где попали в руки к очень веселым продавцам сувениров, которые нас очень порадовали. Уяснив себе, что мы приехали издалека, парни сменили язык на русский и взялись нам рассказывать, что, куда и зачем... ))) А именно: про мероприятия, которые мы сможем увидеть в День города, про заведения (сиречь рестораны), в которых очень стильная атмосфера и очень вкусно кормят, про грядущий Евро-2012, в честь которого прямо в этом месте будут сооружать фан-зону... Да про много что они нам рассказали. Рассказ получился очень забавным, потому что главный рассказчик все время отвлекался на разные мелочи. Например, он никак не мог сообразить, как перевести одно слово, которое он сказал сначала по-украински. Выяснилось, что мы такого слова не знаем, и в ход пошла пантомима. Он так изображал слово "батяр", что мы угорели со смеху. Кстати, это знакомство с новым словом было довольно интересным. Ведь выяснилось, что львовские батяры, про которых рассказывал парень, - это целая львовская субкультура. Само слово "батяр" означает: человек, отличающийся странными взглядами, совершающий непредвиденные поступки, авантюрист, повеса. Вот еще довольно интересная характеристика этих людей, данная одним из них: "Это были такие мелкие хулиганы, такие, знаете, - кому-нибудь форточку расколотить, или где-то за пивом не поделили девку, набили один другому физиономии. Но это не доходило до какого-то кровавого побоища. Наоборот, батяры, они воевали с преступниками, они их называли киндерами и выгоняли из своего района, избивали и все такое..." Во Львове, оказывается, есть даже праздник День Батяра, который город празднует довольно весело и ярко.
В общем, рассказ вышел довольно интересным, и мы довольно долго проторчали около этого павильона, а потом таки заполучили у ребят вожделенные магнитики и пошли к Оперному театру.





Ну, сам Оперный в рекомендациях не нуждается, это очень красивое строение, вокруг которого мы набегались и нащелкали сотни три фоток. Так что простите меня, но тут я несколько штук тоже пристрою, не удержусь. )))











После прогулки к Оперному мы отправились назад к Площади Рынок и к Латинскому кафедральному собору, который мы приметили еще по дороге туда и после Оперного театра вознамерились к нему подойти а то и зайти вовнутрь.
Сам кафедральный собор, который называют еще собором Успения Пресвятой Девы Марии, - это единственный памятник во Львове, который максимально сохранил черты первоначального готического облика. Он очень красив, хотя и довольно мрачен внутри, но это присуще практически всем католическим соборам, поэтому довольно темный интерьер собора нас ни чуточки не удивил. К сожалению, фотографий костела изнутри у меня нет, ибо когда мы зашли вовнутрь, вечерняя служба только закончилась, и еще не все люди вышли из храма, а внутри нам сразу бросилась в глаза табличка, на которой излагалась просьба не фотографировать внутри во время проведения службы. Ну, я и не стала, удовольствовавшись тем, что сделала несколько фото снаружи.









Рядом с собором я приметила довольно славные лавочки, стоящие по центру улицы. Мне очень понравились их подлокотники, на которых были львиные мордочки. Ну, Львов недаром называется городом львов, изображений семейства кошачьих в общем и львов в частности в городе пруд пруди. Я тут выложу сейчас целую подборку кошачков - каменных, железных и из прочих материалов, которые мне попадались по пути. Вот, полюбуйтесь:























Сами видите: есть у них и растительный лева, и целый банк львов, и лев №1 в городе, который охраняет вход в ратушу (это тот, что на последней фотографии). В общем, чудный город - этот Львов. ))

От Латинского собора мы добрели до Арсенала (музей оружия Львова), но вовнутрь заходить не стали, ибо никто из нашей компании особо оружием не интересуется, поэтому мы удовольствовались тем, что обошли его вокруг и сразу отправились к тому месту, которое нас уже к тому времени интересовало более всего. ))





На протяжении всего маршрута нашей прогулки нам попадались вот такие картинки,



люди,



заведения..,



которые напоминали нам о том, что мы простые смертные, и интересуемся не только зрелищами, но и хлебом. )))
Нас, понятно, на время отвлекали всякие достопримечательности, но в конце концов мы решили, что желудки тоже надо побаловать вниманием, а то организмы откажутся нам служить верой и правдой. Мы, конечно, могли зайти в одно из многочисленных львовских кафе, как, например, вот это, довольно романтическое место с табличкой около него: "место для поцелуев". )))



Но я всех уговорила пойти в одно из очень оригинальных львовских заведений, которое как раз находилось сразу позеди Арсенала. Место называется "Жидовская кнайпа "под Золотой розой". Вообще это найоригинальнейшая из всех мне известных сеть ресторанов и других заведений, где подают еду, насчитывающая 17 или 18 точек во Львове, одну где-то в Польше и одну в Киеве. Каждое заведение имеет свой совершенно неповторимый колорит, некоторые являют собой чуть ли не музеи, и они все настолько оригинальны, что я, только почитав про них, сразу поняла, что туда надо обязательно пойти. Я не хочу тут описывать заведения, в которых я не была, ибо пересказывать с чужих слов что-либо - дело неблагодарное. Поэтому я только назову эту сеть, а вы сами, кому интересно, можете почитать про нее в интернете. Итак, это сеть "Локаль", в которую входят рестораны, а также Львовская мастерская шоколада, а еще одна мастерская, елси я ниечго не путаю, у них есть в Киеве.
Мы в этот вечер решили пойти в Жидовскую кнайпу, ибо я про нее прочла довольно интересный отзыв и решила посмотреть на нее своими глазами.
Что из себя представляет этот ресторан: Это зал внутри помещения, который работает уж не знаю до скольки, а также открытая большая терраса, которая открыта до 23.00, ибо львовяне тщательно соблюдают права окружающих на здоровый сон после 11-ти вечера. Меню в ресторане своеобразное - жаль, не догадалась я его сфотографировать - много еврейских блюд, много блюд, которые называются очень по-еврейски и очень стильно, но фиг поймешь, что это такое. ))) В меню нет цен! Совсем нет! Ты должен торговаться, когда придет время платить. )) Я решила обхитрить официантку (дура я наивная :)) и сказать, что нам нужно будет потом делить чек на четверых, поэтому нелохо бы знать, что мы и почем заказываем. Ага, щас... ))) Официанты во всех этих заведениях работают в стиле самих заведений, поэтому наша хитрая еврейская девочка тут же среагировала: "А давайте так: я вам принесу меню с ценами, а вы мне что-нибудь за это подарите! Что-нибудь красивое!" Я порадовалась такому предложению, даже не подумав о том, что именно мне придется ей дарить, ибо очень хотелось все-таки раздобыть прейскурант. Когда девица отошла, девчонки мне задали резонный вопрос: "Ну и как ты теперь будешь выкручиваться?" Я к тому времени вспомнила, что прямо за углом есть сувенирный магазинчик, в котором можно за несколько гривень купить какой-нибудь магнитик, и успокоилась. А порывшись у себя в сумке, нарыла еще и магнитик с озера Синевир, очень красивый и яркий, и обрадовалась, ибо вопрос с подарком был решен, и при этом совершенно безболезненно для меня. ))) Потом, понаблюдав за соседними столиками, мы выяснили, что не ото всех клиентов девочки в обмен на прейскурант требуют подарок. За соседним столиком полякам поставили условие что-то спеть хором, и тогда им принесут меню с ценником. Хлопцы, кстати сказать, не растерялись и хором, причем довольно слаженным, спели какую-то свою песню, и спели хорошо, не фальшивя и не сбиваясь. Даже захотелось им похлопать, честно говоря. ))
Цены в этом заведении оказались хоть и не низкими, но тем не менее не заоблачными. Мы заказали борщ, оказавшийся довольно вкусным, а потом пошел разнобой: девочки ели фаршированную рыбу, и мальчики (1 штук) ели ребрышки. От ребрышек Витя остался в полнейшем восторге и даже всерьез подумывал, не повторить ли ему заказ на бис. Наша рыба тоже была хороша, а так как мне раньше фаршированную рыбу никогда есть не доводилось, то я для себя мимоходом еще и Америку, так сказать, открыла. )))
Получив счет и оплатив его, мы спросили у официантки, вручая ей магнитик, как другие клиенты ресторана выкручиваются с подарками. Оказалось, что внизу, в зале есть в продаже магнитики, поэтому клиенты там же, на месте их и покупают и с их помощью выкручиваются. ))) Воображаю себе ту кучу магнитиков, которые накапливаются у официанток за неделю работы. Они, наверное, их перепродают по нескольку раз. )) Нашему же синевирскому магниту девочка обрадовалась, сообщив, что магниты она собирает, и наш ей придется очень кстати. ))) В какой-то момент мы усекли, что кто-то из клиентов при оплате счета использовал дисконтную карту. Я решила спросить, как ее можно получить. Вот тут-то меня девочка и словила еще раз, сказав, что карту она может принести, но только с условием, что мы ей споем и станцуем Хава Нагилу. ))) Вот не что-нибудь, стервь, попросила спеть, а именно это. ))) Зараза. ))) Я слов песни никогда не знала и в жизни их не запомню. Поэтому вопрос с плясками решено было отложить до будущих времен, а пока попытаться раздобыть карту в одном из других заведений сети, где, возможно, это будет сделать проще и без позора, который был бы мне обеспечен, вздумай я плясать и горлопанить песню в гордом одиночестве, ибо мои друзья меня поддержать стопроцентно бы отказались. )))
Налопавшись от пуза, ибо сколько помню, был вроде еще и какой-то очень вкусный десерт, правда, какой именно, уже не скажу - склероз замучил, мы отправились домой, ибо было уже довольно поздно, террасу уже закрывали, а нам хотелось выспаться, чтобы с новыми силами завтра одолеть очень насыщенную программу, которую мы себе приготовили.

Назавтра прямо с утра мы решили до завтрака, будучи налегке, таки подняться на ту самую ратушу. Мы ожидали, что это будет сродни подвигу, но очень уж хотелось посмотреть сверху на город, ибо очевидцы нахваливали панорамы, открывающиеся глазу сверху, очень усердно.
Перед входом в ратушу мы засекли бравого солдата Швейка, караулящего велосипедную парковку. Я уже видела Швейка в Праге и в Карловых Варах, а вот во Львове столкнуться с ним не ожидала, да еще и под ратушей. Довольно неожиданно он там оказался, как на меня. ))



В попытке потянуть время перед подъемом мы еще поглазели на "живую статую", но потом все-таки волевым решением запинали себя наверх.



Нас, как позже выяснилось, ждали 408 ступенек (да, я считала!), но мы, к счастью, приехали во Львов уже натренированные, после Синевира с его подъемами на гору, поэтому само восхождение на башню ратуши прошло для нас намного безболезненнее, чем мы ожидали. По дороге мы, разумеется, фотографировали, все, что видели. Ну а фотомоделью при съемке лестниц мне то и дело служила Юля, ибо она шла аккурат за мной. ))









Поднявшись наконец на смотровую площадку, мы так были впечатлены видами, открывшимися перед нами, что наша речь потеряла на время свою членораздельность, и мы были способны только охать и ахать.











Чуть позже мы, однако, обрели способность замечать некоторые мелкие детали. ))) Например, у нас перед самым носом мы обнаружили замечательную крышу - с огромным рисунком на ней.





Затем я обратила внимание вот на это здание. Я никак не могу понять, как это смотрится изнутри, - я о той части крыши на переднем плане, в форме амфитеатра... Она меня очень озадачила. Зачем такое нужно было сооружать?..



А потом в какой-то момент я услышала голос девушки, стоявшей рядом со мной, которая, обращаясь к своему спутнику, воскликнула: "Смотри! Там на крыше машина!" Я аж подпрыгнула! Где, ну вот где она могла увидеть транспортное средство на крыше дома? Ясен пень, мы сразу же кинулись искать, куда же она смотрит... И хотя и не сразу, но увидели ее. Вы тоже видите машинку на следующей фотографии? ))))



А вот вам крупный план этой крыши. ))



Между прочим, вечером того же дня выяснилось, что машина стоит не где-нибудь, а на крыше одного из ресторанов сети "Локаль". ))) Можно было и догадаться, что это только эти выдумщики могли впереть авто на самый верх здания. Кстати, ужинали мы не в этом ресторане, но тоже в заведении сети "Локаль", и вот официантка нам рассказывала про прочие харчевни их сети. Когда она упомянула про эту машину на крыше, я сразу же поинтересовалась, каким образом эту махину туда умудрились затащить. На что официантка загадочно ответила: "Пойдите туда, и вам там всё расскажут!" Теперь меня мучает такой интерес по поводу этой машины, что в первый же свой приезд во Львов я таки отыщу этот ресторан и удовлетворю свое любопытство. ))

Мы еще покрутились на крыше ратуши, сделали пару сотен недостававших нам для полного счастья фотографий, часть из которых я не удержусь и помещу здесь, за что прошу великодушно меня простить, :) а потом нас напугали почти до заикания пробившие три четверти часа башенные часы, и мы поняли, что нужно закругляться и спешить вниз, ибо через 15 минут часы должны были прозвонить полдень, и мы, вероятнее всего, просто-напросто оглохли бы там, на этой башне. )))











Собственно, нам надо было спешить вниз и по другой причине. В 12 часов начиналась наша обзорная экскурсия по городу, билеты на которую мы купили перед подъемом на ратушу.

Экскурсия началась почти вовремя, и первым делом нас повезли на обзорную площадку Высокого Замка. Увидев еще одну лестницу, на которую нам предстояло вскарабкаться, девчонки чуть не прокляли меня с моей ратушей. ))) В самом деле, мы устали, еще карабкаясь на башню, а тут нас поджидал сюрприз в виде дополнительных 245-ти ступенек, на которые нас потащил экскурсовод, рассказывая всякие интересности. ))) Но что поделать: поворчав, девчонки все же потащились вслед за экскурсоводом. )))
Что первым делом мне бросилось в глаза, когда я стояла наверху на обзорной площадке, так это собственно ратуша, с которой мы только-только спустились. Теперь мы имели возможность посмотреть на нее свысока. )))



К слову, на холме никакого замка уже давным-давно нету, но название прижилось в народе так сильно, что никакие попытки переименовать холм не увенчались успехом.

Нам экскурсовод также рассказал историю про очередного каменного льва, который с 1874 года "проживал" на Высоком замке, после того как был перенесен горожанами от здания ратуши, где он был первоначально установлен. Из всей истории я, сознаюсь, запомнила лишь то, что инициаторы переноса - городские жители - смогли его допереть только до середины подъема на холм, очень устали и решили вернуться домой, а дотащить его на следующий день. Впрочем, когда назавтра они вернулись к месту, где бросили эту огромную махину, то обнаружили, что лев таинственным образом исчез. Покрутившись вокруг, горожане с изумлением отыскали его на том самом месте, куда они его не смогли доволочь накануне. Выяснилось, что донесли до места и водрузили его на постамент полицейские. Полиция так не любила большие скопления народу, что решила доделать брошенное на полдороге дело, чтобы у горожан было одним поводом для сборищ меньше. )) Кстати, самого льва мы так и не увидели. Он довольно основательно разрушился за время стояния на горе, и наконец его решили отреставрировать и вроде как вернуть на прежнее место к ратуше. Что ж, поживем - увидим.

После прогулки по Высокому Замку мы отправились к Лычаковскому кладбищу. Незадолго до поездки я читала про это кладбище тут, в дайрах, очень интересный фотообзор и очень хотела его посетить. К счастью, в рамках обзорной экскурсии нам была предоставлена такая возможность, иначе я не уверена, что мне бы удалось сподвигнуть девчонок самостоятельно до него добраться.

Кладбище очень старое, самое старое захоронение нам показали в ходе экскурсии - оно датируется 1675-м годом. Вообще кладбище очень красивое, и нам явно не хватило того времени, что было отведено на его посещение в ходе экскурсии. Но все же лучше столько, чем ничего.



Вообще в старые-добрые времена очень любили в качестве надгробий устанавливать памятники со смыслом. Когда я слушала экскурсовода, я только диву давалась: для меня настолько не очевиден порой был смысл композиции, что впору было себя обвинить в скудоумии. ((
Ну, вот памятник ниже мне понятен: птица-мать вырывает у себя из груди куски мяса, чтобы накормить голодных птенцов. Но это тот редкий случай, где и правда все ясно.



Ну, вот здесь на надгробии какого-то известного городского врача лежит каменная собака... Это тоже довольно понятный сюжет. Собака так любила своего хозяина, что пришла на кладбище и не уходила с его могилы. Поэтому эта беззаветная преданность пса была увековечена в камне.



Но вот есть и сюжеты, которые до меня не дошли бы никогда, сколько бы я ни тщилась их уразуметь. ((
К примеру, на следующей фотографии изображено большое количество добродетелей того, кто похоронен в этом месте. Оказывается, согбенная фигура справа с сосудом в руках символизирует какого-то там мифического персонажа, который после смерти человека отвечает за то, чтобы все добродетели покойного были сложены в сосуд и перенесены вслед за его душой. И раз этот персонаж аж сгибается под тяжестью своей ноши, то человек был хороший. )))



Или вот еще сюжет: оказывается между героинями этой композиции идет борьба. Борьба за жизнь. По центру как раз изображена покойная, а слева - та, которая жизнь (в виде короны над головой) отбирает (типа, старуха-смерть с косой, что ли? ))) И ясно, что левая фигура побеждает. )))) (Хотя кому ясно, а кому и нет. )) Мне упорно казалось, что левая фигура собирается возложить корону на голову центральной, а не отобрать ее... Выходит, я бестолочь... ))) Ну а справа стоит ангел и наблюдает за борьбой. ))) (Тоже мне наблюдатель.. Нет чтобы помочь... )))



А вот ниже изображена могила подававшего надежды молодого художника. История, которую нам рассказал гид, очень грустная и поучительная. Этот художник влюбился в молодую красавицу, которая ответила ему взаимностью. Но когда молодой человек пришел к матери красавицы просить ее руки, мать, хоть и не отказала ему, но сказала, что он беден, а ей хочется, чтобы ее дочь, выйдя замуж, ни в чем не нуждалась. И поэтому она ставит условие: пусть молодой человек встанет на ноги, и потом может жениться на ее дочери. Художник уехал в Италию, чтобы там учиться и работать в художественных мастерских, и планировал заработать там средства, необходимые для женитьбы. К сожалению, его бесспорному таланту не суждено было развиться, ибо молодой человек там подхватил какую-то болезнь и сгорел в одночасье. Девушка, его невеста, очень скорбела о потере жениха. Она поехала в Италию, перевезла его тело на родину и на захоронении возвели потом памятник, который по ее эскизу сделал довольно известный в те времена скульптор. Вот такая вот трагедия вышла.



Я, к сожалению, не нашла фотографии одного из захоронений, которое мне запомнилось, но саму историю расскажу, она короткая но опять-таки грустная. Впрочем, веселых историй на кладбище не бывает. Дело в том, что керосиновую лампу изобрели во Львове, и вот по иронии судьбы обе дочери изобретателя угорели в собственном доме именно из-за неправильного использования керосинки. То ли она опрокинулась, то ли еще что, но в доме начался пожар, и девушки погибли.

Вот еще пара фотографий красивых скульптурных надгробий.







А вот это памятник на могиле Владимира Ивасюка. Не все его помнят по имени, но все знают как минимум одну песню его авторства: "Червону руту". Уж не знаю чем, но чем-то очень досадил этот молодой талант советским спецслужбам. Как я поняла, тексты его песен вызывали очень уж большое недовольство. И хотя официальной версией его смерти в молодом возрасте считается самоубийство через повешение, но никто не верит, как не верил и сразу после смерти, в эту историю. Все уверены, что повесили его насильно, и что здесь приложили руку именно советские спецслужбы. К слову, памятник на его могиле несколько раз разрушали, видимо, чтобы ничто не напоминало об этот талантливом человеке.



А это захоронение, которое в народе называют "кладбищем польских орлят". Если я правильно уяснила себе историю, то вроде как это могилы павших в борьбе с послереволюционными украинскими войсками поляков, среди которых было много молодых мальчишек, и потому в названии есть слово "орлята". Гид рассказал также, что якобы когда в каком-то году Брежнев посещал Польшу с визитом, тогдашний руководитель посетовал в разговоре с нашим генсеком, что, мол, поляки за могилами советских солдат ухаживают, а во львове между тем могилы поляков заброшены и никто за ними не смотрит. И вроде как что-то вступило в голову Брежневу такое, что по возвращении в Москву вроде как повелел он стереть это кладбище с лица земли. И чуть ли не танками его пытались разрушить, но мемориал так и не удалось сравнять с землей, больно крепкий он был. И плюнули местные власти и не стали с ним дальше возиться. А уж теперь-то Польша выделила деньги на его восстановление, и вот все захоронения ныне находятся в полном порядке.



А вот история этого захоронения была единственной, которая вызвала у нас улыбку. Редкий случай, однако. )) Здесь захоронен один из архиепископов. Но памятник ему начали создавать еще при его жизни, когда он был смертельно болен, и все ожидали его скорой смерти. И вот, когда памятник был уже готов (а делал его, к слову, очень известный на то время скульптор), архиепископ решил побороть смерть и таки выздоровел. ))) И прожил еще довольно много лет после этой ужасной болезни. И вот он потребовал показать ему уже готовое надгробие, которое должны были установить над его могилой, а увидев его, стал донимать скульптора претензиями насчет похожести его изображения. И бедный скульптор вроде как несколько раз был вынужден переделывать надгробие, чтобы архиепископ наконец остался доволен результатом. )))



На следующей фотографии изображена могила Соломии Крушельницкой, известной оперной певицы. Сама певица хотела, чтобы ее могила была очень скромной, но наследники сочли необходимым поступить иначе. Мне очень понравился Орфей, который сидит на могиле и оберегает вечный сон этой очень известной артистки.



Ну и напоследок - могила Ивана Франко.



Где-то рядом с ней должна быть могила его супруги, которая завещала ее похоронить в тени памятника своего супруга. Но саму могилу я не видела. Зато гид нам рассказал очень грустную историю этой женщины, Ольги Хоружинской. Франко, оказывается, в молодости любил совсем другую женщину, тоже по имени Ольга, но ее отец не дал согласия на ее брак с Франко, и Ольга вышла замуж за другого. Франко очень тяжело переживал, но ничего поделать было нельзя. Более того, с его репутацией бунтаря он не мог бы жениться ни на одной приличной женщине из числа его землячек - никакой родитель в здравом уме не дал бы согласия на брак своей дочери с человеком такой репутации, какая была у Франко. Тогда он нашел себе жену в Киеве, Ольгу Хоружинскую, которая приехала с ним во Львов и оказалась в полной изоляции, ибо ее никто из людей ее круга не хотел принимать у себя, учитывая тот факт, чьей женой она являлась. Да и сам Франко, занимаясь своими работами, частенько лишал свою жену какого-либо внимания, и поэтому Ольга вынуждена была вести жизнь замкнутую, совсем ей непривычную и не свойственную ее характеру. Результатом такой изоляции стали для нее психические расстройства, из-за которых она даже какое-то время провела в психиатрических лечебницах. И даже на похороны Франка она пришла инкогнито, ибо на весь город распространились слухи о безответной любви Франко к другой женщине, и Ольга не хотела к себе привлекать никакого внимания, чтобы не стать объектом жалости и насмешливого сочувствия. Вот такая вот печальная история.

В то время, как мы бродили по кладбищу и слушали одну интересную историю за другой, погода резко переменилась. С утра было совершенно ясно и солнечно, а ко времени нашего приезда на кладбище небо заволокло тучами, и к концу нашей прогулки начался дождь. Как только мы обустроились в автобусе и тронулись в путь, дождь сменился сильнейшим ливнем. Я уже было полезла в сумку и достала ветровку с капюшоном, надеясь таким образом спастись от дождя по время следующего выхода из автобуса. Но уже традиционно для всей нашей поездки погода была необыкновенно милостива к нам. Как только мы подъехали к собору святого Юра, дождь как по мановению волшебной палочки прекратился. А к концу нашего посещения собора даже выглянуло солнце, видимо, для того, чтобы наши фотографии получились как можно лучше. ))))

Итак, Архикафедральный собор святого Юра, главный греко-католический собор Львова, где довольно долго находилась резиденция митрополитов украинской греко-католической церкви.
Необыкновенно красивое и величественное здание, со светлым, полным воздуха помещением. Там как-то так приятно находиться, что даже не хотелось выходить из собора.
В соборе с ноября 2005-го года хранится копия плащаницы Христа, изготовленная по всем канонам специально для Украины. Вот выдержка из какого-то интернет-ресурса: "Этому событию предшествовала трехлетняя кропотливая работа, связанная с налаживанием всех формальностей, необходимых для того, чтобы наше государство получило“свою” плащаницу. Разрешение на изготовление для Украины копии Туринской плащаницы дал покойный Папа Иоанн Павел ІІ, а нынешний Святейший Отец Бенедикт XVI благословил уже готовую копию. В момент благословения он сказал: “Пусть она обнимет всех людей на этой земле”.
В подвале собора, открытом для посещения, находятся гробницы патриарха Иосифа Слипого, митрополитов Андрея Шептицкого и Сильвестра Сембратовича. Нам рассказали историю жизни патриарха Иосифа Слипого, а еще я уже после поездки наткнулась на кусочек фильма о нем. Это человек крайне незаурядной личности, дух которого не смогли сломить никакие невзгоды и преследования. Здесь его биографию я, конечно, приводить не буду, про него можно почитать где угодно, да хоть бы и в Википедии. Но от себя скажу, что биография очень интересная, хотя и трагичная, поэтому я рада, что хоть что-то услышала об этом человеке, ибо раньше я про него ни сном, ни духом не слыхивала.



Вот это та самая копия Туринской плащаницы.



А это гробницы патриарха и митрополитов.





А во эта мемориальная табличка гласит, что именно в этом соборе состоялось историческое исполнение "Реквиема" Моцарта.

















А на крыше собора установлена скульптура Георгия-Победоносца, убивающего змея. Георгий-Победоносец - это покровитель Львова, и поэтому неудивительно, что его скульптура венчает храм его имени.



Позже мы прогулялись по городу до памятника Георгию-Победоносцу, установленного на одной из центральных площадей города. Там мы с удивлением узнали, что этот памятник установлен не просто так, а в честь работников правоохранительных органов, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. Оказывается, Георгий и их покровитель.





Вернувшись в центр города, мы вспомнили о том, что у нас еще есть несколько объектов, которые мы хотели посмотреть, но не успели. И мы решили, так как у нас осталось немного времени перед ужином, навестить хотя бы парочку из них.
Сначала мы пошли в аптеку-музей. Интересное место, хочу вам сказать. ))) Там есть довольно большое количество экспонатов, а также вполне обычная современная аптека, которая работает параллельно с тем, что в ней ведутся экскурсии, а по залу шастают экскурсионные группы. В аптеке есть своя "фишка": они продают так называемое "железное вино", которое очень здорово поднимает уровень гемоглобина в крови. Я нигде более его в продаже не видела, поэтому не буду оспаривать то утверждение, которое выдвигает аптека, что, дескать, только у них продается этот препарат.













После аптеки мы плавно переместились к еще одному собору - на сей раз Доминиканскому. Я его углядела с ратуши и очень хотела посмотреть его вблизи.
На поверку оказалось, что этот собор очень красив, хотя и довольно-таки "потрёпан". К сожалению, он нуждается в реставрационных работах, как внутри, так и снаружи. Но зато этот собор мне запомнился своим необычайно светлым, почти белым интерьером, необычным для католических соборов. Впрочем, возможно, он был перекрашен уже тогда, когда был передан греко-католической церкви, тут я не в курсе.









Именно в этом соборе мы наткнулись ящичек для пожертвований, в который бросают денежку именно те люди, которые желают сделать фото в храме. Интересное решение вопроса с запретом или разрешением фотографирования в культовых сооружениях. Довольно удобно для обеих сторон. )))

А еще мы увидели в углу храма скульптурную композицию, которая изображена на фотографии ниже, и удивились. Это еще один памятник тому самому художнику, про которого нам рассказывали на кладбище. Помните историю про то, как художник уехал зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность жениться на любимой девушке, и умер на чужбине? Вот это о нем речь. В данном случае, если я правильно поняла, это уже работа самой невесты этого художника в память о нем. Девушка была неплохим скульптором - об этом нам рассказал гид на кладбищ. И данный памятник она вроде как создала сама, если я ничего не путаю.



После посещения этого собора некоторые члены нашей компании взбунтовались и потребовали еды. Так как мы ошивались неподалеку от еще одного заведения сети "Локаль", к нему мы и отправились. Ресторан называется "Гасова лампа", по-нашему - керосинка. )) Он расположен на всех четырех этажах здания, и еще на крытой мансарде на крыше. Ну и перед зданием на свежем воздухе еще установлены несколько столиков. За один из них мы и упали и потребовали еды. ))) Вообще говоря, мы сделали глупость, что не пошли вовнутрь. Я очень хотела подняться в мансарду, но девочки захотели остаться внизу, и на том мы и порешили. Но мне кажется, что у нас не было возможности прочувствовать всю атмосферу заведения, сидя снаружи. Хотя мы потом, уже отужинав, и пошли прогуляться по этажам ресторана-музея, но это уже было немного не то. Замысел при создании ресторана был реализован следующий: сделать музей керосинок. Выполнены интерьеры очень оригинально, везде, во всех зальчиках, сооружены какие-то композиции, где представлено великое множество старых керосинок. Даже некоторые архитектурные неудобства, которые присутствуют в этом старом здании, дизайнер обыграл и превратил в достоинства, можно сказать, в аттракционы. Например, с первого на второй этаж ведет узенькая винтовая лестница, по которой в двух направлениях разойтись невозможно. Так вот: движение по ней реализовано по принципу светофора. Причем на стенах висят реальные светофоры, а работает это все так: если путь свободен, то есть горит зеленый, человек, желающий спуститься или подняться, нажимает кнопку со своей стороны и начинает движение. В этот момент с противоположной стороны загорается красный и навстречу уже никто не пойдет. Через какое-то время со стороны, с которой человек начинал свой путь, уже принудительно загорается красный и через какое-то время точно так же принудительно с противоположной стороны включится зеленый. И тогда уже люди, желающие пройти в обратную сторону, могут заявлять о том, что они начинают движение. Народ там не путается, не лезет навстречу друг другу, а добросовестно исполняет предписания светофора. Прям красота!
А еще мне понравился чугунный чувак, который "выглядывает" из окна какого-то этажа на улицу. Довольно оригинальная задумка. Ну и внизу еще есть чугунная композиция с керосинкой на столе, к которой буквально очереди выстраиваются, чтобы сфотографироваться рядом.





Когда нам принесли меню, мы, во-первых, обрадовались тому, что в нем на сей раз есть цены, а во-вторых, в нем присутствовали такие чудные названия, что мы все время смеялись, пока читали его. Я сфотографировала некоторые его части, чтобы не забыть самые забавные названия. Смотрите сами:







Кстати, меню выполнено довольно оригинально: оно напечатано на больших листах - газетного формата - и стелется на стол вместо скатерти. Вы его читаете, на нем едите, и потом его выбрасывают. Довольно забавный подход.
Кстати, когда в этом ресторане я, уже ожидая подвоха, спросила, что нужно сделать, чтобы заполучить дисконтную карту, официантка меня утешила, что надо просто прийти тогда, когда они есть в наличии. И приволокла мне эту самую вожделенную карту. Но что мне особо понравилось, так что карта приносится не одна, а в специальном "конверте", в котором еще лежит довольно оригинальная карта Львова (центра города) и еще какие-то рекламные проспектики с некоторой полезной информацией. Для туристов - самое то такой наборчик. Я, хоть мы уже на следующее утро и уезжали из города, очень оценила этот подарок и сохранила его на будущее. Он мне пригодится стопудово.
Пока готовился наш ужин, мы решили пройтись еще по паре мест, которые я себе наметила для посещения. Девочки сказали, что они устали и никуда больше не пойдут, поэтому на вылазку отправились только мы с Витей.



Первым делом мы попытались наведаться в армянскую церковь, которая расположена почти рядом с рестораном. Однако не тут-то было. Церковь закрыта на ремонт, поэтому мы смогли лишь глянуть на нее снаружи, да и то через ограду, и уйти несолоно хлебавши.





Потом мы пробегали мимо какого-то гламурного отеля, рядом с которым я узрела погруженную на трейлер ретро-машинку. Я сразу вспомнила, что нам рассказывал накануне парковщик про автопробег, а также про виденные не далее как утром все те же ретро-машинки, проезжавшие по центру и явно спешившие к месту старта пробега. Мы даже успели сфотографировать парочку проезжавших экземпляров. Поэтому я тут же пополнила запас уже сделанных фотографий еще несколькими: машинкой, стоявшей на трейлере, а также теми экземплярами, которые помещены на вечный прикол у дверей отеля. )))









Ну и наконец мы добрались до Успенской церкви или церкви Успения Пресвятой Богородицы, главной православной святыни Львова. Я про нее читала в одном из обзоров и мне очень хотелось взглянуть на эту церковь.
Построена эта церковь в конце XVI века, по сути это ансамбль, состоящий из трех сооружений: церкви, колокольни и часовни Трех Святителей. Церковь и колокольня были возведены при поддержке Константина Корнякта, греческого купца, жившего во Львове с 1570-го года.
Между прочим, именно в связи с Константином Корняктом я узнала вот о каком правиле: по законам тех времен, оказывается, все каменицы (жилые дома из кирпича или камня), выходившие на площадь Рынок, не могли иметь более трех окон по фасаду. Это было так называемое правило равных возможностей, ибо каждое окно первого этажа можно было использовать для обустройства магазина, мастерской, аптеки или просто для рекламы. И даже самый богатый гражданин города, а речь идет в данном случае о Корнякте, не мог себе позволить построить дом с бОльшим числом окон. Правда, позже за свои заслуги перед польскими королями Корнякт получил дворянский титул и право построить дворец с шестью окнами.
А еще вот что интересное мне рассказала одна дама, которая нас окликнула, пока мы стояли перед одной из вывесок и спорили о том, какое именно слово было на ней написано. Выяснилось, что дама - местный экскурсовод, в тот момент, когда мы бродили неподалеку от нее, она ожидала свою группу и решила свое свободное время использовать для того, чтобы кое-что нам рассказать, причем по собственной воле и совершенно бесплатно, как вы понимаете. )))
Речь идет о львовском Успенском Ставропигийском братстве, которое выступило инициатором постройки Успенской церкви. Кстати, Корнякт также принадлежал к этому братству. Само понятие "ставропигия" (это то самое слово, над которым мы ломали голову, стоя под вывеской) подразумевает прямое подчинение Византийскому патриархату, минуя Киевский или Московский. Так вот: то смешение стилей, которое отличает Успенскую церковь, та главная архитектурная идея - совместить средства и формы древнеруского зодчества и итальянского Ренессанса - это идея Ставропигийского братства, которое старалось сберечь древние национальные традиции.
Между прочим, сейчас Успенская церковь относится к Украинской автокефальной православной церкви, то есть к самостоятельной церкви, административно независимой от других церквей.
Да, вот на одной из фотографий, помещенных ниже, изображен крест, который я сфотографировала на Лычаковском кладбище. Крест имеет довольно необычную форму, и это потому что это как раз ставропигийский крест.







На посещении этой церкви для нас, собственно, и закончилось путешествие по Львову. Мы вернулись в "Гасову лампу", отужинали, прогулялись по центру города до дома, на прощание сфотографировав здание ратуши с ночной подсветкой, и наутро отбыли из города. Было очень жаль уезжать, в то время как осталось много неосмотренных достопримечательностей, но уже давно подмечено, что самые классные поездки получаются тогда, когда у тебя не хватает на всё времени. Это был как раз наш случай, но мы еще вернемся в этот чудесный город. )) А назавтра нас ждали новые впечатления - Луцк, Клевань и переезд в сторону Киева.


URL
Комментарии
2012-12-01 в 21:01 

Набрела нас фотоотчёт случайно, по ссылке с ру_кэтс (ЖЖ). У меня только ЖЖ, к-ый я давно не веду. Мама моя была из Ивано-Франковской области, там куча родственников, была только во Франковске, во Львове никогда пока ещё не была. Получила массу удовольствия от фото. Букв многовато, но зерно есть. У меня прям душа развернулась и свернулась. (с) СПАСИБО

URL
   

kisskiss-днев

главная